Иисус Христос

Иисус Христос
– по Евангелиям – Сын Божий – Второе Лицо Пресвятой Троицы, по предвечному божественному совету воплотившийся, ради спасения грешного рода человеческого, от Пречистой Девы Марии и был наречен, по повелению Архангела Гавриила, именем Иисуса, т. е. Спаситель; Христос – значит помазанный.

Это наименование было усвоено воплотившемуся Сыну Божию, Второму Лицу Пресв. Троицы, ибо Он совершил дело спасения падшего человечества в трех главных Своих служениях – пророческом, первосвященническом и царском. Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме, по наитию Духа Св. от Пресв. Девы Марии. Время рождения Иисуса Христа относят, обыкновенно, к 754 г. от основания Рима. Но в последнее время ученые, на основании многих научных данных, утверждают, что Иисус Христос родился в 749 г. от основания Рима.До тридцатилетнего возраста Иисус Христос прожил в неизвестности в небольшом городке Назарете в семействе плотника Иосифа, который был обручником Пресв. Девы Марии. Только когда Ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями Своими отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками. На 30 году жизни Иисус Христос принял от Иоанна крещение в Иордане. Прежде чем начать свое общественное служение, Он отправился в пустыню и постился сорок дней, и был искушаем сатаной. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12-ти апостолов. Прежде всего Он начертал им образ Своего истинного последователя, как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Чудесное претворение воды в вино, совершенное Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской, укрепило веру учеников Его. После этого, пробыв несколько дней в Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь Он впервые возбудил против Себя вражду старейшин иудейских и, в особенности, фарисеев тем, что изгнал торгующих из храма. После Пасхи Иисус Христос созвал Своих апостолов, дал им необходимое наставление и послал их проповедовать о наступлении царствия Божия. Сам Он тоже ходил из одного места на другое и тоже проповедовал, собирая учеников и распространяя Свое учение по всей земле. О Себе Самом Иисус Христос учил, как об Искупителе падшего человечества, согласно ветхозаветным пророчествам, т. е. как о Мессии или Христе. Еще раньше Самого И. Христа учил о нем, как об Искупителе всего человечества, Иоанн Предтеча. Указывая на И. Христа своим ученикам, он говорил о Нем: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Впоследствии все апостолы распространяли это учение о Нем. Часто Иисус Христос учил о Себе, как о лице, сшедшем с небес (Иоан. 3, 13, 6, 33, 38, 51, 62), посланном от Бога, сшедшем от Бога, сшедшем от Отца и пришедшем в мир. "Бог послал Сына Своего Единородного, – говорит апостол Павел (Рим. 8, 3), – в подобии плоти греховной в жертву за грех". Частнее – И. Христос учил о Себе, как о Сыне Божием. Затем истину эту Он открыл Никодиму (Иоан. 3, 13 - 18). Еще Архангел Гавриил, только благовествуя об имеющем быть рождении Иисуса Христа, уже именует Его "Сыном Всевышнего" (Лук. 1, 32). Учение и дела Иисуса Христа также принуждали многих исповедовать Его Сыном Божиим – и Он ни одного раза не отвергал этого исповедания. Но яснее всего Иисус Христос указал на Себя, как на Бога вечного, когда на вопрос иудеев: "Кто Ты?" – Он сказал им: "от начала Сущий". Так назвал Себя Моисею Иегова из "неопалимой купины". Наряду с этим Иисус Христос называл Себя Сыном Человеческим в тех случаях, когда Он должен был указать на Свои Божеские свойства. "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Матф. 9, 6. Марк. 2, 10). "Сын Человеческий приидет во славе Отца Своего" (Матф. 16, 27). Наконец, православная церковь часто именует еще Иисуса Христа "Богочеловеком". Главным и существенным предметом учения Иисуса Христа было царство Божие. Иисус Христос возвестил миру, что Бог един по существу и троичен в лицах, что Он есть любовь, и что Он ради спасения грешного человечества послал в мир Единородного Сына Своего. О своем учении И. Христос свидетельствовал, как о богооткровенном, данном Ему свыше. "Мое учение, – говорит Он (Иоан. 7, 16 - 17), – не Мое, но Пославшего Меня". "Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это – Я, и что ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (ср. Иоан. 12, 47 - 50). Истину своих проповедей И. Христос доказывал ссылкою на Свои дела или чудеса. Чудеса, совершенные И. Христом, делятся на две группы: – 1) чудеса, совершенные над живыми людьми, которые были одержимы различными болезнями, и над людьми уже умершими; 2) чудеса в области внешней природы. Существует несколько гипотез для естественного объяснения евангельских чудес: 1) Натуралистическая гипотеза, предполагающая физическое влияние Иисуса Христа на больных обыкновенными медицинскими средствами, частью психического воздействия на воображение больных, для которых одного слова Мессии было достаточно для исцеления всякой болезни. 2) Экзегетическая, которая старается объяснить чудесный элемент в евангельских повествованиях грамматическими изменениями некоторых выражений, так, напр., в Евангелии сказано, что Христос ходил по морю, а по экзегетической гипотезе – у моря. 3) Аллегорическая гипотеза, объясняющая все чудесные события чувственными образами каких-либо общих идей и внутренних состояний. Неосновательность этих гипотез была доказана Д. Штраусом, который утверждает, что под чудом нужно разуметь только действия, произведенные Самим Богом. Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось более трех лет (от конца 779 г. до марта или апреля 783 г. от основания Рима), на что имеются точные указания в Евангелии (Иоан. 2, 13; 6, 4; 13, 1). Первосвященники, книжники и фарисеи не могли примириться с Его учением и искали случая убить обетованного Мессию. Вскоре такой случай представился. За шесть дней до Пасхи (1 апреля 783 г.) И. Христос, окруженный народом, торжественно, как сын Давида и царь израилев, вошел в Иерусалим; народ воздавал Ему царские почести.Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники "дом молитвы превратили в вертеп разбойников", изгнал оттуда всех торговцев и меновщиков. Все это вызвало сильное возбуждение со стороны фарисеев и первосвященников, и они решили Его погубить. Между тем, И. Христос по целым дням учил народ в храме. В среду (4-го апреля 783 г.) один из учеников Его – Иуда Искариот – предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебренников. Первосвященники с радостью согласились. В четверг (5 апреля) Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками в Иерусалиме, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Петр и Иоанн приготовили для Него горницу. Явившись сюда вечером, И. Христос показал Своим ученикам величайший образ смирения, умыв их ноги, – что у евреев обыкновенно делали слуги, – затем, возлегши вместе с ними, он совершил Пасху и указал Своего предателя, а после этой ветхозаветной вечери установил новозаветную – таинство евхаристии. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: "приимите, ядите: сие есть тело Мое, которое за вас предается"; затем, приняв чашу и благодарив, подал им и сказал: "пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов". После этого Иисус Христос вел беседу со своими учениками до полуночи о царстве Божием. Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, пошел вглубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. В это время в сад ворвалась громадная толпа вооруженных слуг первосвященников, и бывший с ними Иуда лобызанием выдал своего Учителя (это было накануне Пасхи иудейской). Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто из них не мог указать на такое преступление, которое Иисус совершил, за что, по суду, Его следовало предать смертной казни. Тем не менее смертный приговор состоялся, и первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору – Понтию Пилату – для утверждения приговора. Пилат не решался утвердить приговор, тогда иудеи стали угрожать доносом на него в Рим. После этого Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам для исполнения приговора. Около 12-ти часов утра (6 апреля) вместе с двумя разбойниками Иисус был отведен на гору Голгофу и был распят на кресте. Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень, и вдруг солнце померкло и ужасная тьма на целые три часа распространилась на земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: "Боже Мой, Боже Мой, зачем ты Меня оставил!" Потом, видя, что все исполнилось по пророчествам ветхозаветным, Он сказал: "Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!" И сказав это, Он склонил свою голову и испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме раздралась надвое, земля потряслась; камни расселись. Видя это, даже язычник – римский сотник – воскликнул: "воистину Он был Сын Божий". В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики И. Христа, получили разрешение у Пилата снять Тело Его со креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона также заботились, чтобы тело И. Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. В воскресенье (8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого события были воины, стерегшие гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мертвых Иисуса Христа, но они были свидетелями-очевидцами того факта, что тела Его в гробе не было. Они видели Ангела, сошедшего в полночь с небес, который отвалил камень от дверей гроба. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него как приветствие: "Радуйтесь!" Кроме Марии Магдалины И. Христос появлялся многим своим ученикам в разное время; многие не только видели, но и осязали Иисуса Христа, слышали Его беседы, ели с Ним; ввиду несомненного факта, что гроб, в котором находилось тело И. Христа, оказался пустым и что все Апостолы были твердо уверены в воскресении своего Учителя, – все рационалистические гипотезы оказываются научно-несостоятельными и неудовле- творительными. В сороковой день Иисус Христос в виду всех Своих учеников вознесся на небо. Спаситель Сам Себе усвоял пастырство, когда прямо говорил: "Я епастырь добрый" (Иоан. 10. 11. 14), и Он часто вводил себя в круг таких лиц, которые были пастырями. В десятой главе Ев. Матф. говорится о том, что, когда И. Христос увидел толпы народа изнуренные и рассеянные, Он сжалился над ними и, позвав своих двенадцать учеников, назначает их Апостолами (Матф. 10. 1), посылает на проповедь и сообщает им силу чудотворений и дает им особые наставления (8 - 42). Отсюда видно, что здесь говорится о христианском пастырстве, как об институте, который должен пещись о христианском воспитании людей. И. Христос не только Своей жизнию явил в Себе Доброго Пастыря, но в Своем учении заповедовал пастырям Свой образ, которому они должны подражать. Апостолы, как видно из Свящ. Писания, занимали совершенно особенное положение среди членов христианской церкви, и это положение Апостолы не самовольно присвоили себе. Он говорит им: "как послал меня Отец, так и Я посылаю вас" (Иоан. 20, 21), – иначе говоря: Свои полномочия Я передаю вам, а потому, если Я вас избрал и поставил пастырями, то и вы должны, продолжая это служение, избирать и поставлять пастырей. Эти полномочия даны не всем верующим вообще, а только одиннадцати. – Иуда оказался сыном погибели. Когда Иисус Христос достиг такого возраста, когда израильтянин имел право вступать в общественное служение, Он отправился к Иоанну, проповедующему крещение покаяния для прощения грехов, чтобы креститься от него и с этого момента Самому начать проповедь о приближении царства Божия (Матф. 4, 17). Он, как помазанный от Отца и чуждый всякого греха, не нуждался в этом, и следовательно, акт Его крещения имел другой смысл. Здесь, как свидетельствует об этом Предтеча (Иоан. 1, 31), подтверждалось право Его благовестия Самим Отцом, указывалась законность посланничества Его, и началось решительное и полное начало Его пастырского служения Сына Божия, – Сам Иисус Христос в освящении не нуждался, как единый с Богом и Всесвятый, и следовательно, это относится к человечеству Иисуса; время, когда это освящение человека-Иисуса совершилось, нужно отнести к моменту Крещения, когда на Него сошел Дух Святый в виде голубя. Очевидно, в самом крещении Иисуса – благоволении Бога Отца к людям, нужно признать, что самым делом полагалось начало пастырскому служению Иисуса, так что из вод крещения Он уже вышел Пастыреначальником. Как пастырь, человек-Иисус Христос получил здесь полноту Духа Святого, дающего силы положить душу Свою за род человеческий. Иисус Христос не только основал пастырство, но и установил преемственность от Себя Самого, и эта преемственность перешла на современных пастырей, и тогда становится понятным повеление Спасителя Апостолам (Матф. 28, 19. Мрк. 16, 15) идти в мир весь, проповедовать Евангелие всей твари, научить все языки. "И се Аз с вами едо скончания века", – говорит Христос Апостолам. Апостолы же до окончания века не жили, но живут от времен апостольских и до скончания века жить будут друг по другу преемники их – епископы и пресвитеры. Цель пастырского служения Пастыреначальник поставлял в непосредственную связь с целью Своего пришествия на землю (Матф. 20, 28). Α цель пришествия Его – искупление многих; многие же суть "все", пожелавшие быть Христовыми (Иоан. 6, 38 - 40). Эта мысль всецело проникает собою все действия Пастыреначальника, и Иисус Христос все делал с единственной целью привлечения всех к Отцу Небесному, где все будут едино в Боге и где для всех уготовано место восшедшим Сыном Человеческим (Иоан. 14. 3 - 4). Иисус Христос в своем лице представляет совершенный образец нравственности и словом, и делом. Его учение вообще и нравственное в частности – идеально по своей чистоте и возвышенности. По учению Слова Божия, все призываются быть совершенными, как совершен небесный Отец (Матф. 5, 48). А так как И. Христос – такой же Бог, как и Бог Отец, столь же совершенный, то ясно, – другими словами, – что все приглашаются стремиться к совершенству, присущему Христу-Спасителю. Христиане, по слову Божию, должны взирать на начальника и совершителя веры – Иисуса (Евр. 12, 2). Кто говорит, что пребывает в Иисусе Христе, тот должен и поступать так, как Он поступал (1 Иоан. 2, 6). Поэтому последователи Христовы должны проявлять в отношении друг к другу любовь, по образцу Самого Господа, положившего душу свою для спасения человечества. Разбирая все места в Библии касательно вопроса об И. Христе, как об идеальном нашем образце, мы должны понимать так, что примером для нашего подражания в личности И. Христа должно являться то, что у Него общее с личностями всех людей, как именно людей; и в таком случае, мы должны подражать не единичным, обособленным Его поступкам, но всему характеру, общему направлению Его жизнедеятельности, поскольку оно проявилось в Его действиях. Если мы будем стараться и успеем внедрить в себя чувствования, тождественные с теми, какие были присущи Спасителю во время Его жизни во плоти, дело будет осуществлено. В частности, если мы обратимся к существенным элементам нравственности, каковы: нравственная свобода, нравственное чувство, нравственный закон, чувство долга, совесть, то увидим, что они, насколько применимы к человеческому естеству Спасителя, проявляются у Него во всем блеске и в идеальной чистоте. О первом элементе нравственности – о нравственной свободе Спасителя – ясно говорит и слово Божие. Господь, говорится здесь, возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола (Матф. 4, 1), и после 40-дневного изнуренного поста к Нему приступил диавол, полагая, что данный момент самый благоприятный. Если бы у И. Христа не было нравственной свободы, тогда речь об Его искушении была бы немыслима, обладая этой свободой, Он не поддается обольщениям диавола и твердо определяет Себя в нравственно-добром направлении (Лук. 22, 42. Мф. 26, 39). Следующий элемент нравственности – нравственный закон и вместе с ним – нравственное чувство и чувство долга. Богословы-моралисты приводят классическое место из Н. Завета (Иоан. 4, 31 - 34). Когда ученики Спасителя предлагали Ему есть, Он ответил, что у Него есть пища, о которой им неизвестно, ученики в недоумении спросили – кто принес Ему поесть? – Иисус Христос сказал: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его". Отсюда видно, что Христу Спасителю присуща была нравственная потребность. Удовлетворение этой потребности сопровождалось успокоительными, одобрительными движениями нравственного чувства, присущего Спасителю. Нравственный закон со стороны его частного содержания, тот закон, каким руководствовался Спаситель во время Его земной жизни, – выяснено Им в Нагорной беседе (Матф. 5 - 7). Нравственный закон с его требованиями всегда находит себе поддержку в так называемом чувстве долга. И это чувство, по слову Божию, составляло, бесспорно, достояние личности Господа. Третий основной элемент нравственности – совесть. Под нею разумеют сознание действий, мыслей, намерений человека, непременно свободных, так или иначе отмечаемых нравственным чувством, движение которого также является объектом сознания в данном случае и в то же самое время (О. И. Л. Янышев). Спаситель был безусловно безгрешен. Отсюда движения нравственного чувства в Нем всегда имели определенный характер, т. е. отзывались об Его поступании лишь одобрительно. Поэтому речи о сознании Спасителем какого-либо несоответствия Его поступков велениям нравственного закона быть не может. Если взять обыкновенного человека, то чаще приходится говорить о несоответствии нравственного сознания с его поступками. Поэтому каждый человек должен настраивать свою совесть так, чтобы она все более и более приближалась к совести Спасителя. И взирая на идеальную чистоту основных элементов нравственности И. Христа, мы должны сообразовать с ними свою жизнедеятельность. И. Христос по внешнему виду. Лик Спасителя имел право и основание более чем другие рассчитывать на художественное воспроизведение. Вся Иудея и Галилея видели И. Христа, слушали Его речи и легко могли удержать в памяти Его облик. Но Евангелие ничего нам не говорит о наружном виде Спасителя. В области христианского искусства изображение Распятого Х. появилось уже спустя четыре-пять столетий после этого события. Между тем, существуют указания об изображении Спасителя еще с первых веков христианства. По словам св. Иринея лионского, гностики, и в особенности карпокритиане, имели у себя частию нарисованные, частию из другого материала изготовленные изображения и возводили начало их ко временам Самого Христа, указывая на их подлинность, исполненную будто бы по приказанию Пилата еще во время земной жизни Спасителя. Существуют указания о существовании у некоторых лиц изображения Христа, так, напр., жизнеописатель Александра Севера, Лампридий, передает, что у этого императора в домашней божнице имелись вместе с изображениями Аполлония и Орфея еще образы Христа и Авраама. Еще известный писатель Августин рассказывает, что некая женщина из секты карпократиан, по имени Маркелина, прибывшая в Рим при папе Аниките (157 - 168 г.), поклонялась изображениям И. Христа, ап. Павла, Гомера и Пифагора. Все это показывает, что существовало народное предание о сохранении настоящего изображения И. Христа и под этим именем ходило по рукам; как между христианами, так и среди язычников немало таких изображений. Вопрос же о подлинности этих изображений еще далеко не выяснен, и нет еще такого изображения, на которое можно уверенно указать, как на истинный образ Христа. Еще до сих пор ведутся споры, каков был Христос по внешнему виду – красив или невзрачен. До нас же дошли изображения Спасителя, которые сохранились на памятниках катакомбных и такими остались во всех дальнейших изображениях церковного искусства.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Нужно сочинение?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Иисус Христос" в других словарях:

  • Иисус Христос — ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus помазанник, Мессия), согласно христ. вере Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы,… …   Католическая энциклопедия

  • Иисус Христос — Иисус Христос. Въезд Христа в Иерусалим . Неизвестный французский мастер 15 в. Эрмитаж. ИИСУС ХРИСТОС (4 до нашей эры? около 30 нашей эры?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог сын он второе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (4 г. до н.э.? около 30 г. н.э.?) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на… …   Исторический словарь

  • ИИСУС ХРИСТОС — (греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы как бог сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной… …   Энциклопедия мифологии

  • иисус христос — богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус Словарь русских синонимов. иисус христос сущ., кол во синонимов: 13 • агнец божий (7) …   Словарь синонимов

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… …   Энциклопедия культурологии

  • ИИСУС ХРИСТОС — Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии, а религией. Николай Бердяев И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Евангелие от… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИИСУС ХРИСТОС — мифич. основатель христианства. По христ. учению, И. X. – богочеловек , одно из лиц Троицы, бог сын, воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богом отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Земная… …   Философская энциклопедия

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог… …   Политология. Словарь.

  • ИИСУС ХРИСТОС — см. Христос …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (Jesus Christ) (ок. 6 г. до н.э. 30 г. н.э.), мессия, основатель христианства, по убеждению своих последователей, Сын Божий, соединяющий в себе божественное и человеческое начала. Жизнь и учение И.Х. изложены в Новом завете Священного писания… …   Всемирная история

Книги

  • Иисус Христос, Анри Дидон. Книге французского католического теолога, миссионера Анри Дидона (1840-1906) `Иисус Христос` вышла в Париже в 1880 г. Вниманию читателей предлагается переработанный (в соответствии с нормами… Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Иисус Христос, Митрополит Иларион (Алфеев). Книга, предлагаемая вниманию читателей, необычна. Она посвящена не просто одному из великих героев древности, но Человеку, Которого в течение вот уже двух тысяч летпочитают воплотившимся… Подробнее  Купить за 1034 руб
  • Иисус Христос, Митрополит Иларион (Алфеев). Книга, предлагаемая вниманию читателей, необычна. Она посвящена не просто одному из великих героев древности, но Человеку, Которого в течение вот уже двух тысяч летпочитают воплотившимся… Подробнее  Купить за 832 руб
Другие книги по запросу «Иисус Христос» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»